https://edu.gov.ru/press/6476/lekciya-ministra-prosvescheniya-rossiyskoy-federacii-sergeya-kravcova-o-razvitii-suverennoy-nacionalnoy-sistemy-obrazovaniya/https://edu.gov.ru/press/6476/lekciya-ministra-prosvescheniya-rossiyskoy-federacii-sergeya-kravcova-o-razvitii-suverennoy-nacionalnoy-sistemy-obrazovaniya/
В чем цель, смысл, задача системы школьного образования? Дать базовые знания по всем предметам, и в этом была сильная сторона советской системы образования, в этом сильная сторона и азиатских систем образования, которые сегодня показывают блестящие результаты: Сингапур, Южная Корея, Китай… В этом была сила финской системы образования, но сейчас там результаты стали падать. Тоже мы сегодня об этом поговорим, почему. Это первая задача.
Вторая задача – это воспитание. Воспитание подрастающего поколения – что это означает? Это означает привить те ценности, которые позволяют уже взрослому человеку понимать, что такое хорошо, что такое плохо. Это мировоззрение, кругозор, это мышление. И нам очень важно, чтобы школьник, который завершает школу, получает образование, был образован, любил свою страну, родителей, уважал старших, знал историю своей страны, имел прекрасный кругозор, хорошее мышление – вот в чем задача нашей системы образования.
Украина, киевский режим… Я проехал много городов на освобожденных территориях, посмотрел учебники. Та система образования, которая была, – какие задачи были у системы образования киевского режима? Первое – антироссийская пропаганда, противопоставление двух братских народов. Это большая трагедия. Но знаний фундаментальных не было, потому что формировали именно рабочие кадры, рабочие руки для Польши, Германии. Вот такая задача была у украинской системы образования.
В 2014 году, когда в Киеве фактически случился государственный переворот, две территории – Луганская и Донецкая народные республики – сказали, что да, мы готовы быть в составе Украины, но хотим говорить на русском языке, хотим, чтобы у нас была автономия (это есть во многих странах – в Канаде, в Швейцарии), чтобы наши права соблюдались. Севастополь и Крым вернулись в Россию. Был референдум, вы это знаете, а Донбасс и Луганск, где проживает очень много русскоязычного населения, сказали, что да, мы готовы быть в составе Украины, но просьба учитывать наше мнение. Это были абсолютно понятные для всех предложения. Но не согласились с этим. Не согласилась Украина. Но фактически не Украина, а Запад, коллективный Запад, который тоже всегда смотрит на нашу страну как на «ресурсную базу» – нефть, газ, люди, вода, лес – то, чего не хватает сейчас многим европейским странам, США, другим странам. И тогда началась фактически война против Донбасса, Луганска. И она шла восемь лет. И то решение, которое было принято Президентом 24 февраля, очень непростое. Это фактически завершение той войны, которая шла в отношении Донбасса и Луганска восемь лет, защита населения, денацификация, демилитаризация, защита нашей страны, наших ценностей.
И сегодня мы говорим о суверенной системе образования, еще раз возвращаясь к тому значению в целом, для того, чтобы наша страна развивалась, несмотря ни на какие ограничения, ни на какие санкции.
Наверное, для молодых ребят, которые тут присутствуют, которые нас слышат, это непростые вещи. Нам нужна суверенная система образования.
Какие векторы развития? И в чем именно мы видим значение суверенной системы образования?
Первое – единое образовательное пространство.
Единое образовательное пространство – это прежде всего программы, которые утверждаются на федеральном уровне, по которым работают школы, учителя.
Это учебники, которые тоже проверены, методически выверены с фактами, интересные, которые разрабатываются тоже на федеральном уровне.
Это единое воспитательное пространство. Программа воспитания.
Традиционные ценности. Сегодня Россия отстаивает традиционные ценности.
А какие традиционные ценности? В чем смысл традиционных ценностей?
Они формируют человека. Важное направление. Тоже о нем поговорим.
Следующее, о чем я хотел сказать, – по поводу системы воспитания. Многие, наверное, слышали об уроках «Разговоры о важном», которые с этого года проводятся по понедельникам. У нас урок был посвящен цифровой грамотности, информационной безопасности. Если приходят на телефон вам какие-то сообщения «переведите деньги за концерт» или кто-то просит из знакомых, нужно удостовериться, не мошенники ли это. Потому что, к сожалению, многие ребята доверчивые, и на этом наживаются.
Уроки «Разговоры о важном» – это неформальное общение с ребятами на те темы, которые их интересуют.
У нас прошли уроки «День отца», «День матери», урок, посвященный тем возможностям, которые дает система образования, наша страна – для школьников, урок «Россия – страна возможностей», урок, посвященный 165-летию К.Э. Циолковского, урок, посвященный атомной промышленности. Уроки проходят неформально, мы готовим методические материалы, их проводят классные руководители. Это такая новая форма общения учителя с учениками, учеников между собой. Не ставятся оценки, и в рамках этих уроков можно пообсуждать те темы, которые интересуют школьников. Для чего это важно? Потому что, если со школьниками не говорить на те темы, которые их интересуют, с ними будут говорить другие – и непонятно, к каким результатам это приведет.
Поэтому и в педагогических вузах мы тоже должны готовить учителей к навыкам общения. Не только вести уроки, что очень важно, но и обучать умению общаться со школьниками на те темы, которые их интересуют. В частности, в рамках уроков «Разговоры о важном».
Поднятие флага, исполнение государственного гимна, казалось, – очевидные вещи. Но их не было. Не было во многих школах. С нами сегодня присутствует директор Международного детского центра «Артек». Вы знаете – Константин Альбертович Федоренко. В «Артеке» в свое время каждый день поднимали флаг. Потом эта традиция как-то куда-то ушла. Сегодня в «Артеке» поднимают флаг каждый день. Сами школьники. Почему? Как это произошло?
В «Артек» приезжают самые активные, самые талантливые школьники со всей нашей страны, и мы с Константином Альбертовичем обсуждали, как сделать так, чтобы это было не формально, это шло от души – и исполнение гимна, и поднятие флага. Это наши государственные символы, в которых отражена наша история: наши победы, наши свершения. И мы предложили самым активным ребятам поучаствовать в поднятии флага. И они утром сами отобрали тех, кто хотел. Они сами, это для них было очень важно, стали поднимать флаг. А другие ребята, тоже активные, сказали: «А почему не мы? Мы тоже хотим!» И шаг за шагом уже все ребята присоединились. И для них это почет и уважение: они причастны к истории нашей страны.
И в школах, если посмотреть, это тоже сегодня очень значимо. Государственная символика в школах – это то, о чем мы уже говорили.
Советники по воспитанию. Было мнение, когда вводились советники, что это политруки, работники. Как показала практика, это не так. Советник – это помощник директора в организации внеучебной деятельности, во внеурочной деятельности – организации школьного театра, спортивной секции, кружков, общения.
Для того чтобы стать советником, нужно пройти серьезный отбор. В основном это молодые учителя. И когда мы думали, где обучать советников, то, честно говоря, нам сложно было определить и программы, и то, как и что должен делать советник, чтобы он отличался от завуча по воспитательной работе, с одной стороны, а с другой стороны, был интересен школьникам. И мы в «Артеке» нашли те методики и технологии, которые сделали «Артек» международным центром, где детям интересно, увлекательно.
И как показала практика, количество правонарушений в школах, где работают советники, значительно меньше. Дети увлечены, и это очень важно. И со следующего учебного года у нас в каждой школе будет советник по воспитанию.
Проект «Сила – в знании!». Это тоже такое уникальное движение в рамках движения детей и молодежи. Состоится учредительный съезд.
Каждый ребенок увлекается тем или иным предметом. Конечно, каждый предмет важен: и русский язык, и литература, и музыка, и изобразительное искусство. Ну понятно, что особенно у старшеклассников есть предпочтение тому или иному предмету – гуманитарное направление, естественно-научное направление. И очень важно поддержать эти начинания, дать возможность общаться с учеными, наставниками. Посещение различных научных центров, выставок, предприятий. Поэтому мы уже организовали несколько таких направлений.
«Сила – в правде!» – объединение ребят, которые интересуются историей, «Сила – в энергии!» – ребята, которые интересуются атомной промышленностью, «Сила – в технологии!» – ребята, увлеченные информационными технологиями, «Сила – в слове!» – ребята, которые интересуются поэзией, литературой, русским языком.
Важно – национальный проект «Образование». Что это такое? Это тот ресурс, который позволяет системе образования развиваться. Таких проектов нет ни в одной стране мира. Это новые школы, это новые здания, это новые технологии.
У нас ежегодно в рамках национального проекта «Образование» выделяется порядка 200 миллиардов рублей, которые мы направляем в регионы для поддержки системы образования, системы дополнительного образования, строительства новых школ.
С 2019 года построено в стране 900 новых школ. Такого не было никогда – ни в Советском Союзе, ни в одной стране мира. Ежегодно ремонтируется более тысячи школ. У нас общее количество – 39 тысяч школ. За 5 лет мы капитально отремонтируем 7 300 школ. В основном это сельские школы, школы в поселках. Потому что важно тоже, чтобы ребята, мы в начале об этом говорили, получали качественное образование, и были равные условия вне зависимости от того, где проживает школьник – в селе, в городе или поселке.
Развитие системы образования, воспитания, разработка новых программ, методик – все реализуется в рамках национального проекта «Образование». Подготовка и повышение квалификации учителей, современное оборудование, среда, «Кванториумы», «Точки роста», «IT-кубы». Также в рамках национального проекта у нас реализуется отдельное направление подготовки колледжей, развитие системы среднего профессионального образования.
После 9-го класса более 60% школьников идут в колледжи, в техникумы, в том числе и педагогические. И это тоже очень важно – получить рабочую специальность. Рабочие специальности сегодня востребованы. После завершения колледжа при необходимости можно поступить в вуз без единого государственного экзамена, но уже имея рабочую специальность.
И мы в рамках национального проекта разработали целое направление «Профессионалитет». Мы сделали так, что отрасли, ведущие отрасли, инвестируют напрямую в колледжи. Если посмотреть наши учреждения среднего профессионального образования – они ничуть не уступают многим нашим высшим учебным заведениям. И сегодня учиться в колледже так же престижно, как и в высшем учебном заведении.
Поэтому мы реализуем проект «Профессионалитет» – от слова «профессионал», – когда даем возможность отраслям инвестировать в колледж, разрабатывать программы и когда студент, завершая среднее профессиональное образование, уже готов к той профессии, по которой он обучается.
Школы оснащаются оборудованием, строятся новые, осуществляется капитальный ремонт. А педагогические вузы? Зачастую нам студенты говорили о том, что в школах есть современное оборудование, «а нам такое же оборудование и в педагогических вузах? Мы должны знать». И в определенной степени школа шла впереди. Поэтому было принято решение, поддержанное Президентом, направить 10 миллиардов рублей – это достаточно серьезные средства – в те педагогические вузы, которые находятся в ведении Министерства просвещения.
Мы утвердили «ядро» педагогического образования. Потому что зачастую каждый педагогический вуз готовил по своей программе с разным количеством практической подготовки, теоретической подготовки по тому или иному предмету. И не всегда эти программы соответствовали тем требованиям, которые есть в школе. Сегодня, так как мы синхронизировали школьные программы с программами подготовки в педагогических вузах, студенты, которые завершают педагогические вузы или педагогические колледжи, максимально готовы к работе в школе. И сегодня педагогическое направление – третье по популярности. На первом месте – медицинское направление, на втором – информационные технологии, на третьем – педагогическое образование. И это очень важно. Это еще раз говорит о том, что действительно престиж профессии учителя повышается.
И завершая, хочу еще раз сказать, что у нас этот год – Год педагога и наставника, год 200-летия со дня рождения выдающегося педагога, ученого К.Д. Ушинского. Завершая такую лекцию, я хочу еще раз вернуться к важности и значимости учительского труда.
Почитайте К.Д. Ушинского, почитайте наших великих педагогов. В них та суть, соль нашей в том числе суверенной системы образования, которую мы сегодня вместе с вами, надеюсь, возрождаем, строим, развиваем.
Я хочу вас всех поблагодарить, пожелать вам успехов. Всегда помните о том, что любую информацию, которая вам может даваться, надо смотреть и проверять. И всегда помните о том, что наша страна, наша система образования – одна из самых лучших в мире, и мы с вами можем ее сделать еще лучше.
Спасибо за внимание!
В чем цель, смысл, задача системы школьного образования? Дать базовые знания по всем предметам, и в этом была сильная сторона советской системы образования, в этом сильная сторона и азиатских систем образования, которые сегодня показывают блестящие результаты: Сингапур, Южная Корея, Китай… В этом была сила финской системы образования, но сейчас там результаты стали падать. Тоже мы сегодня об этом поговорим, почему. Это первая задача.
Вторая задача – это воспитание. Воспитание подрастающего поколения – что это означает? Это означает привить те ценности, которые позволяют уже взрослому человеку понимать, что такое хорошо, что такое плохо. Это мировоззрение, кругозор, это мышление. И нам очень важно, чтобы школьник, который завершает школу, получает образование, был образован, любил свою страну, родителей, уважал старших, знал историю своей страны, имел прекрасный кругозор, хорошее мышление – вот в чем задача нашей системы образования.
Украина, киевский режим… Я проехал много городов на освобожденных территориях, посмотрел учебники. Та система образования, которая была, – какие задачи были у системы образования киевского режима? Первое – антироссийская пропаганда, противопоставление двух братских народов. Это большая трагедия. Но знаний фундаментальных не было, потому что формировали именно рабочие кадры, рабочие руки для Польши, Германии. Вот такая задача была у украинской системы образования.
В 2014 году, когда в Киеве фактически случился государственный переворот, две территории – Луганская и Донецкая народные республики – сказали, что да, мы готовы быть в составе Украины, но хотим говорить на русском языке, хотим, чтобы у нас была автономия (это есть во многих странах – в Канаде, в Швейцарии), чтобы наши права соблюдались. Севастополь и Крым вернулись в Россию. Был референдум, вы это знаете, а Донбасс и Луганск, где проживает очень много русскоязычного населения, сказали, что да, мы готовы быть в составе Украины, но просьба учитывать наше мнение. Это были абсолютно понятные для всех предложения. Но не согласились с этим. Не согласилась Украина. Но фактически не Украина, а Запад, коллективный Запад, который тоже всегда смотрит на нашу страну как на «ресурсную базу» – нефть, газ, люди, вода, лес – то, чего не хватает сейчас многим европейским странам, США, другим странам. И тогда началась фактически война против Донбасса, Луганска. И она шла восемь лет. И то решение, которое было принято Президентом 24 февраля, очень непростое. Это фактически завершение той войны, которая шла в отношении Донбасса и Луганска восемь лет, защита населения, денацификация, демилитаризация, защита нашей страны, наших ценностей.
И сегодня мы говорим о суверенной системе образования, еще раз возвращаясь к тому значению в целом, для того, чтобы наша страна развивалась, несмотря ни на какие ограничения, ни на какие санкции.
Наверное, для молодых ребят, которые тут присутствуют, которые нас слышат, это непростые вещи. Нам нужна суверенная система образования.
Какие векторы развития? И в чем именно мы видим значение суверенной системы образования?
Первое – единое образовательное пространство.
Единое образовательное пространство – это прежде всего программы, которые утверждаются на федеральном уровне, по которым работают школы, учителя.
Это учебники, которые тоже проверены, методически выверены с фактами, интересные, которые разрабатываются тоже на федеральном уровне.
Это единое воспитательное пространство. Программа воспитания.
Традиционные ценности. Сегодня Россия отстаивает традиционные ценности.
А какие традиционные ценности? В чем смысл традиционных ценностей?
Они формируют человека. Важное направление. Тоже о нем поговорим.
Следующее, о чем я хотел сказать, – по поводу системы воспитания. Многие, наверное, слышали об уроках «Разговоры о важном», которые с этого года проводятся по понедельникам. У нас урок был посвящен цифровой грамотности, информационной безопасности. Если приходят на телефон вам какие-то сообщения «переведите деньги за концерт» или кто-то просит из знакомых, нужно удостовериться, не мошенники ли это. Потому что, к сожалению, многие ребята доверчивые, и на этом наживаются.
Уроки «Разговоры о важном» – это неформальное общение с ребятами на те темы, которые их интересуют.
У нас прошли уроки «День отца», «День матери», урок, посвященный тем возможностям, которые дает система образования, наша страна – для школьников, урок «Россия – страна возможностей», урок, посвященный 165-летию К.Э. Циолковского, урок, посвященный атомной промышленности. Уроки проходят неформально, мы готовим методические материалы, их проводят классные руководители. Это такая новая форма общения учителя с учениками, учеников между собой. Не ставятся оценки, и в рамках этих уроков можно пообсуждать те темы, которые интересуют школьников. Для чего это важно? Потому что, если со школьниками не говорить на те темы, которые их интересуют, с ними будут говорить другие – и непонятно, к каким результатам это приведет.
Поэтому и в педагогических вузах мы тоже должны готовить учителей к навыкам общения. Не только вести уроки, что очень важно, но и обучать умению общаться со школьниками на те темы, которые их интересуют. В частности, в рамках уроков «Разговоры о важном».
Поднятие флага, исполнение государственного гимна, казалось, – очевидные вещи. Но их не было. Не было во многих школах. С нами сегодня присутствует директор Международного детского центра «Артек». Вы знаете – Константин Альбертович Федоренко. В «Артеке» в свое время каждый день поднимали флаг. Потом эта традиция как-то куда-то ушла. Сегодня в «Артеке» поднимают флаг каждый день. Сами школьники. Почему? Как это произошло?
В «Артек» приезжают самые активные, самые талантливые школьники со всей нашей страны, и мы с Константином Альбертовичем обсуждали, как сделать так, чтобы это было не формально, это шло от души – и исполнение гимна, и поднятие флага. Это наши государственные символы, в которых отражена наша история: наши победы, наши свершения. И мы предложили самым активным ребятам поучаствовать в поднятии флага. И они утром сами отобрали тех, кто хотел. Они сами, это для них было очень важно, стали поднимать флаг. А другие ребята, тоже активные, сказали: «А почему не мы? Мы тоже хотим!» И шаг за шагом уже все ребята присоединились. И для них это почет и уважение: они причастны к истории нашей страны.
И в школах, если посмотреть, это тоже сегодня очень значимо. Государственная символика в школах – это то, о чем мы уже говорили.
Советники по воспитанию. Было мнение, когда вводились советники, что это политруки, работники. Как показала практика, это не так. Советник – это помощник директора в организации внеучебной деятельности, во внеурочной деятельности – организации школьного театра, спортивной секции, кружков, общения.
Для того чтобы стать советником, нужно пройти серьезный отбор. В основном это молодые учителя. И когда мы думали, где обучать советников, то, честно говоря, нам сложно было определить и программы, и то, как и что должен делать советник, чтобы он отличался от завуча по воспитательной работе, с одной стороны, а с другой стороны, был интересен школьникам. И мы в «Артеке» нашли те методики и технологии, которые сделали «Артек» международным центром, где детям интересно, увлекательно.
И как показала практика, количество правонарушений в школах, где работают советники, значительно меньше. Дети увлечены, и это очень важно. И со следующего учебного года у нас в каждой школе будет советник по воспитанию.
Проект «Сила – в знании!». Это тоже такое уникальное движение в рамках движения детей и молодежи. Состоится учредительный съезд.
Каждый ребенок увлекается тем или иным предметом. Конечно, каждый предмет важен: и русский язык, и литература, и музыка, и изобразительное искусство. Ну понятно, что особенно у старшеклассников есть предпочтение тому или иному предмету – гуманитарное направление, естественно-научное направление. И очень важно поддержать эти начинания, дать возможность общаться с учеными, наставниками. Посещение различных научных центров, выставок, предприятий. Поэтому мы уже организовали несколько таких направлений.
«Сила – в правде!» – объединение ребят, которые интересуются историей, «Сила – в энергии!» – ребята, которые интересуются атомной промышленностью, «Сила – в технологии!» – ребята, увлеченные информационными технологиями, «Сила – в слове!» – ребята, которые интересуются поэзией, литературой, русским языком.
Важно – национальный проект «Образование». Что это такое? Это тот ресурс, который позволяет системе образования развиваться. Таких проектов нет ни в одной стране мира. Это новые школы, это новые здания, это новые технологии.
У нас ежегодно в рамках национального проекта «Образование» выделяется порядка 200 миллиардов рублей, которые мы направляем в регионы для поддержки системы образования, системы дополнительного образования, строительства новых школ.
С 2019 года построено в стране 900 новых школ. Такого не было никогда – ни в Советском Союзе, ни в одной стране мира. Ежегодно ремонтируется более тысячи школ. У нас общее количество – 39 тысяч школ. За 5 лет мы капитально отремонтируем 7 300 школ. В основном это сельские школы, школы в поселках. Потому что важно тоже, чтобы ребята, мы в начале об этом говорили, получали качественное образование, и были равные условия вне зависимости от того, где проживает школьник – в селе, в городе или поселке.
Развитие системы образования, воспитания, разработка новых программ, методик – все реализуется в рамках национального проекта «Образование». Подготовка и повышение квалификации учителей, современное оборудование, среда, «Кванториумы», «Точки роста», «IT-кубы». Также в рамках национального проекта у нас реализуется отдельное направление подготовки колледжей, развитие системы среднего профессионального образования.
После 9-го класса более 60% школьников идут в колледжи, в техникумы, в том числе и педагогические. И это тоже очень важно – получить рабочую специальность. Рабочие специальности сегодня востребованы. После завершения колледжа при необходимости можно поступить в вуз без единого государственного экзамена, но уже имея рабочую специальность.
И мы в рамках национального проекта разработали целое направление «Профессионалитет». Мы сделали так, что отрасли, ведущие отрасли, инвестируют напрямую в колледжи. Если посмотреть наши учреждения среднего профессионального образования – они ничуть не уступают многим нашим высшим учебным заведениям. И сегодня учиться в колледже так же престижно, как и в высшем учебном заведении.
Поэтому мы реализуем проект «Профессионалитет» – от слова «профессионал», – когда даем возможность отраслям инвестировать в колледж, разрабатывать программы и когда студент, завершая среднее профессиональное образование, уже готов к той профессии, по которой он обучается.
Школы оснащаются оборудованием, строятся новые, осуществляется капитальный ремонт. А педагогические вузы? Зачастую нам студенты говорили о том, что в школах есть современное оборудование, «а нам такое же оборудование и в педагогических вузах? Мы должны знать». И в определенной степени школа шла впереди. Поэтому было принято решение, поддержанное Президентом, направить 10 миллиардов рублей – это достаточно серьезные средства – в те педагогические вузы, которые находятся в ведении Министерства просвещения.
Мы утвердили «ядро» педагогического образования. Потому что зачастую каждый педагогический вуз готовил по своей программе с разным количеством практической подготовки, теоретической подготовки по тому или иному предмету. И не всегда эти программы соответствовали тем требованиям, которые есть в школе. Сегодня, так как мы синхронизировали школьные программы с программами подготовки в педагогических вузах, студенты, которые завершают педагогические вузы или педагогические колледжи, максимально готовы к работе в школе. И сегодня педагогическое направление – третье по популярности. На первом месте – медицинское направление, на втором – информационные технологии, на третьем – педагогическое образование. И это очень важно. Это еще раз говорит о том, что действительно престиж профессии учителя повышается.
И завершая, хочу еще раз сказать, что у нас этот год – Год педагога и наставника, год 200-летия со дня рождения выдающегося педагога, ученого К.Д. Ушинского. Завершая такую лекцию, я хочу еще раз вернуться к важности и значимости учительского труда.
Почитайте К.Д. Ушинского, почитайте наших великих педагогов. В них та суть, соль нашей в том числе суверенной системы образования, которую мы сегодня вместе с вами, надеюсь, возрождаем, строим, развиваем.
Я хочу вас всех поблагодарить, пожелать вам успехов. Всегда помните о том, что любую информацию, которая вам может даваться, надо смотреть и проверять. И всегда помните о том, что наша страна, наша система образования – одна из самых лучших в мире, и мы с вами можем ее сделать еще лучше.
Спасибо за внимание!